Как привлечь ребенка к физическому труду в эпоху гаджетов

Современные дети очень отличаются от предыдущих поколений. Если раньше дети большинство свободного времени проводили на улице в играх с мячом, то теперь это время посвящается гаджетам. Виртуальный мир ярче, чем реалии жизни. В нем можно осуществить то, чего нельзя воплотить в реальной жизни. Поэтому компьютеры, планшеты, смартфоны, айфоны и т.п. так увлекли наших детей.

Взяв в руки монету, мы увидим, что она имеет две стороны. Подобно и влияние гаджетов. С одной стороны, это длительное просиживание в одной позе и далеко не всегда с созидающим умственным и духовным влиянием. С другой стороны, существует множество развивающих игр, огромнейшие электронные библиотеки. И с появлением гаджетов открылись новые возможности, как нелюбимый школьный предмет превратить в занимательный.

В современную эпоху жизнь с гаджетом – это норма, даже необходимость порой. Поэтому стоит принять как данность использование гаджетов. А задуматься необходимо над тем, каким занятиям и какое количество времени посвящается.

Начинать нужно с себя. Самое сильное влияние на детей мы оказываем своей жизнью.

«Каковы родители, такими в основном будут и дети. Физическое состояние родителей, их склонности и вкусы, их умственные и нравственные наклонности в большей или меньшей степени воспроизводятся в их детях.

Чем благороднее цели, чем выше умственные и духовные дарования и чем более развиты физические силы родителей, тем богаче будет жизненный багаж, который они передадут своим детям. Развивая лучшее в самих себе, родители оказывают влияние на формирование общества и облагораживают будущие поколения» (Элен Уайт).

Важно проанализировать, сколько времени мы, взрослые, проводим разным занятиям в гаджетах. Хотим ли мы, чтобы наши дети занимались тем же и столько же времени?

Также имеет значение, каким мы представляем реальный мир для ребенка. Состоит ли жизнь ребенка из посещения учебных заведений, выполнения домашних заданий, необходимых кружков, секций. А как на счет свободного времени? Сколько его имеет ребенок? Чем он занимается в свободное время? Возможно, этого времени совсем не много, и оно все пролетает в гаджетах. Времяпровождение в гаджетах может восприниматься своеобразным «отдыхом», балансом, после напряженного трудового дня. Нравятся ли ребенку те внешкольные занятие, которые он посещает? Большинство из них любимые или нелюбимые? Если любимые, то отдыхать после них нужно будет меньше.

Поддерживаете ли Вы хобби ребенка? Есть ли ему место в жизни ребенка?

Как вы вместе проводите время? Есть ли у вас традиции совместного времяпровождения? Как часто вы вместе отдыхаете? Делаете ли вы что-нибудь вместе, что, хотя бы одному из вас доставляет радость? Есть ли у вас совместная «зона радости», т.е. те занятия, от которых вы вместе получаете удовольствие? Создавайте и расширяйте эту зону. Уделяйте ей специальное время.

Привлекательна ли жизнь сама по себе для ребенка? Достаточно ли в ней интересных занятий? Чем является жизнь лично для Вас: суетой, повседневностью, рутиной или интересной, увлекающей, полной множества возможностей для развития? Если Вы выбрали второй вариант, то Вы не проводите все свободное время в гаджетах, у Вас есть множество других интересных занятий, доставляющих удовольствие и радость. Например, прогулка с ребенком, общение с ним, хобби. А времяпровождение в гаджетах только развивает Вас и качественно улучшает Вашу жизнь. Жизнь сама по себе насыщенна и ярка, если мы позволяем ей таковой быть.

Обратите внимание на то, сколько времени Вы лично уделяете физическому труду, времяпровождению на свежем воздухе. С желанием Вы делаете это или принуждаете себя? Любите ли сами физический труд? Именно нашу любовь и вдохновение, удовольствие от процесса занятия впитывают наши дети. Ребенок хочет быть рядом с человеком, который занимается любимым занятием. Поэтому найдите для себя те виды деятельности на свежем воздухе, процесс которых, а не только результат, Вас увлекает, манит, доставляет удовольствие, захватывает.

Если родители выполняют свои домашние обязанности с удовольствием, то ребенок с самого малого возраста присоединяется к их выполнению. С раннего возраста малыш приучается выполнять посильные дела, вносить вклад в семейный очаг. Ребенок естественным образом будет помогать, если почувствует любовь родителей к этим делам.

«Чтобы развивать ребенка достаточно просто привлекать его ко всем делам, которые выполняете вы, только в посильной для него форме. Учите ребенка быть внимательным и наблюдательным. Это поможет ему познавать мир во всей его красоте и полноте. Учите видеть позитив везде и всюду, учите видеть прекрасное во всем» (Шалва Амонашвили).

Каждый ребенок уникален и нуждается в индивидуальном подходе. Чтобы подобрать «ключ» к сердцу Вашего сына или дочери, обратитесь за помощью к Всемогущему Богу. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Послание Иакова 1:5).

Счастья Вам!

 

Ольга Чурикова, практический психолог