Ошибки или уроки?

«Мудрость рождается из ошибок: смотрите на свои ошибки и учитесь» (Дж. Джелинек). Найдется ли человек, который не совершил ни одной ошибки и достиг успеха? «Движение вперед осуществляется за счет исправления ошибок, которые возникают при движении вперед» (Клод Джибб).

Не случалось ли так, что неприятные, негативные ситуации, которые встречаются на жизненном пути, очень похожи друг на друга? Они могут быть связаны с разными людьми, разными обстоятельствами, но в них человек переживает одни и те же чувства, одни и те же причины  приводят его к этим ситуациям. Например, когда человек женится во второй или третий раз, он встречается с теми же проблемами, которые были в первом браке; если человек неуверенный в себе, то он будет постоянно попадать в ситуации, подкрепляющие это. Создается впечатление, что человек наступает на одни и те же грабли. И этих граблей всего лишь двое-трое, а болезненных ситуаций из-за них намного больше.

Все отрицательные события являются уроками. Люди – ученики. Окружающие же люди, болезни, враги – это учителя в школе жизни. Мир является обучающим классом. Например, если человек отнесся неуважительно к кому-то, плохо о ком-то подумал, сказал, то это всегда возвращается бумерангом: эти же люди или совсем другие в другой раз, возможно, очень пренебрежительно отнесутся к нему, оскорбят его. Бумеранг может возвращаться не от тех же людей и не в той форме, в которой был запущен, но он обязательно возвратится таким образом, чтобы на него обратили внимание. Можно не обратить внимания на то, что раздраженным голосом разговаривали с ребенком, но особенно досадно будет, когда на работе начальник сильно разозлится за маленькую ошибку. Подобно бумерангу так же само возвращается любовь и добрые поступки. Человеку, как в зеркале, отражается все, что он делает. «Мир – это зеркало, он показывает каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьтесь – и он ответит вам хмурым взглядом; смейтесь над ним и с ним – и он будет прекрасным компаньоном» (Уильям Мейкпис Теккерей). Чаще всего привлекает внимание и раздражает в других то, что человек сам отвергает в себе. В ситуациях, когда кто-то раздражает, необходимо поблагодарить мысленно или вслух Бога, данного человека за предоставленный урок, так как все окружающие люди – учителя и чему-то учат.    

Болезни также указывают на наличие негативных чувств. Например, онкологические опухоли считаются скоплением обид, поэтому прощение и освобождение от обид способствует исцелению. Немало людей, простив и отпустив свои обиды, выздоровели от рака. Обиды могут возникать тогда,  когда, кажется, что кто-то поступил несправедливо, не сбылись ожидания. Это подобно тому, что человек сидит в комнате, смотрит в окно и думает, что за пределами того, что он видит, больше ничего не существует, и он видит, что в пределах его поля зрения кто-то поступил несправедливо. Ему не видно то, что за пределами его поля зрения все справедливо: тот, кого сейчас обидели, когда-то был обидчиком, и ему это просто возвратилось.

Цель уроков – научиться любить для достижения истинного счастья. Согласно закону абсолютной любви Бог учит каждого человека на протяжении всей его жизни. Учит уважительному отношению к себе и другим людям, развитию духовных ценностей, искренней помощи друг другу, пониманию, что не бывает людей плохих, все хорошие, всех нужно принимать и любить, с их поступками, не всегда хорошими, но всегда сделанными с хорошими намерениями.

Чтобы извлечь, принять урок, с начала необходимо принять негативную ситуацию, согласиться с тем, что это урок, поблагодарить за него. Далее нужно найти свое отрицательное качество, на которое эта ситуация указывает. Затем определить, какое положительное качество необходимо развить вместо отрицательного. И, последнее, совершить поступок согласно полученному новому знанию из данного урока. Например, человека часто унижают и оскорбляют сотрудники, не уважая и ни во что ставя его. Не возмущаясь, не раздражаясь нужно принять, согласиться с ситуацией и поблагодарить за урок. Возможная причина этому – неуважительное отношение к себе. Вместо него необходимо развить уважение к себе. Можно учиться принимать себя, хвалить себя, благодарить, вести здоровый образ жизни, находить лучшее, что и будет соответствующим поступком. В результате отношение сотрудников соответственно изменится, потому что люди обычно относятся к человеку так, как он относится к себе.   

Часто слышим: «Это будет мне уроком! Я больше никогда этого не сделаю!» Намного реже звучит следующее: «Это был очень хороший урок. Я рада, что все произошло именно так, хоть мне было неприятно. Теперь я понимаю, что причинило мне боль. С этим новым пониманием я изменю свое поведение, свои поступки так, чтобы в будущем такой ошибки не допускать». В данном случае помогает понимание, что в каждой ситуации есть выбор, который в будущем можно изменить, если не потерять бдительности.

Только тогда, когда человек принял соответствующий урок, необходимость в уроке исчезает – либо изменяются люди, которые были учителями (враги превращаются в друзей), либо они больше не встречаются на жизненном пути (уехали, переехали, изменили место работы). Когда человек принял урок, он чувствует внутреннюю гармонию, мир, счастье.

Джон Темплтон пишет: «Вы будете получать уроки. Вы все записаны в школу, которая называется «Жизнь на планете Земля». Каждый человек и события – это ваши учителя. Ошибок нет – есть только уроки. «Поражения» – это ступеньки к «победе». Урок повторяется до тех пор, пока не будет усвоен. Он дается в самой разной форме, пока вы его не усвоите: тогда вы переходите к следующему. Если вы не усваиваете легких уроков, они становятся труднее.  Боль – единственный в мире способ добиться вашего внимания. Вы поймете, что выучили урок, когда ваши поступки изменятся. Только действия превращают знания в мудрость. Вам свойственно забывать все это. Вы можете вспомнить в любой момент, когда только захотите».

Таким образом, чтобы ошибки превратить в уроки:

1.     Помните, что окружающие люди – учителя, а негативные ситуации – уроки, которые необходимо выучить.

2.     Найдите в своей жизни две-три повторяющиеся ситуации, которые вызывают одинаковые чувства, приводят к одним и тем же проблемам.

3.     Примите негативную ситуацию, согласитесь с тем, что это урок, поблагодарите за него.

4.     Найдите свое отрицательное качество, на которое эта ситуация указывает.

5.     Определите, какое положительное качество необходимо развить вместо отрицательного.

6.     Поступайте согласно полученному новому знанию из данного урока, развивайте положительное качество.

Ольга Чурикова