«Переверните слово evil (зло) и получите слово live (жить)» Финиас П. Куимби

Почему с хорошими людьми случается плохое? Этот вопрос ставил в тупик художников, философов и теологов на протяжении многих веков. Когда на долю человека порядочного выпадает несчастный случай, болезнь, финансовый крах или какая-то иная личная трагедия, наше чувство справедливости возмущено, особенно когда люди отнюдь не порядочные живут без проблем (по крайней мере заметных). Разве не было бы справедливо, чтобы люди хорошие были вознаграждены жизнью, не отмеченной трагедиями? Вместо этого мы постоянно слышим о том, как какого-то невинного человека преследуют, тогда как некоторые агрессивные люди остаются безнаказанными. И некоторые с горечью спрашивают: какая ущербность в устройстве вселенной допускает, чтобы на долю хороших людей выпадали несчастья?

Рассказывают о неком молодом искателе истины, который прошел по предательским горным тропам, чтобы отыскать одного учителя: ему сказали, что тот сможет ответить на любой вопрос. После нескольких дней пути и расспросов в местных деревнях, где он не находил подсказок, полагаясь практически только на интуицию, пилигрим пришел к тому, кого искал.

«Учитель! — немедленно спросил молодой человек, — как мне узнать, что реально?»

Мудрец некоторое время молчал, но не потому, что ему надо было обдумать этот вопрос. Потом он заговорил: «Молодой человек, если ты хочешь знать, что реально, тебе надо осознать, какова природа разума, которым ты обычно пользуешься для того, чтобы смотреть на свою жизнь».

Ученик был несколько озадачен: «Но как это поможет мне понять, что реально?»

«Потому, — объяснил учитель, — что разум — это убийца реального!»

Что хотел сказать мудрый учитель? Как может разум убивать реальное? Разве реальное не защищено от любой угрозы? И вообще, что тогда разум?

Нет, разум не в состоянии ни на йоту умалить Истину. Истина вечна и неуязвима. Однако наше понимание Истины очень ненадежно и легко искажается паутиной невежества, которую прядет паук рационального мышления.

В свой срок боль от личных утрат часто может смениться новым пониманием и духовным ростом. То, что зовется «злом», может ощущаться жертвой, как разрушительный поворот судьбы, приносящий ненужные страдания. Например, честная и работоспособная женщина, выставленная кандидатом на выборах, может быть очернена несправедливыми обвинениями противника, высказанными в средствах массовой информации. Прекрасный футболист может получить паралич в результате автомобильной катастрофы, в которой виноват пьяный водитель. Вот два примера беспричинно злых поступков, которые могут послужить для их жертв началом преображения. Из этих трагедий может возникнуть возможность более глубокой и осмысленной жизни. Преображенное и перевернутое «зло» (evil) поистине может быть прочтено, как «жить» (live). Достойный человек, пройдя через такой жизненный опыт, может мобилизовать свои внутренние ресурсы, и перед ним откроется дверь к новой, плодотворной жизни.

В Ветхом Завете завистливые братья бросили Иосифа в ров и оставили умирать. Его спасли торговцы, которые продали его в рабство в Египет, — где он снова стал жертвой злобы и зависти тех людей, с которыми столкнулся. Его, невиновного, посадили в тюрьму. Однако это не погубило Иосифа: заключение послужило для него новым началом. Он научился толковать сны, в результате чего смог послужить египтянам. Когда братья пришли просить у Иосифа прощения, он даровал его им, сказав: «Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро» (Быт. 50, 20).

Кажущееся зло может приумножаться и побеждать только тогда, когда хорошие люди озлобляются и ропщут на свои несчастья. Однако зло бывает побеждено, когда они находят в себе силы преодолеть отчаяние, простить невежество, забыть предательство, любить ближних и продолжать свое духовное развитие. На самом деле, как это было с Иосифом, такое преодоление может оказаться трудным путем, которым должны пройти хорошие люди для того, чтобы стать людьми великими.

Великие люди не позволяют себе стать жертвами обстоятельств. Наоборот, они часто используют даже самые тяжелые ситуации как трамплин для творческой и полезной реакции на жизнь. Сидя в инвалидном кресле, бывший футболист мобилизовал свои способности организатора и начал помогать детям-инвалидам. Преследуемая оппонентом женщина-политик высказала неприукрашенную правду и тем самым дала миллионам урок подлинного смирения. Те, кто растет и развивается вопреки трудностям, научились превращать слово evil в слово live.

«Человек не имеет права считать жизнь неинтересной или безрадостной, если рядом с собой он видит несправедливость, которую мог бы исправить, или зло, которое мог бы победить». /Чарльз У. Элиот/

«По моему скромному мнению, отказ сотрудничать со злом — это такой же долг, как и сотрудничество с добром». /Махатма Ганди/

«Иногда приходится выбирать наименьшее зло, но никогда не следует называть неизбежное зло добром». /Маргарет Мид/

 

Джон Темплтон. Всемирные законы жизни.