«Часто погладить по голове полезнее, чем дать под зад» Уильям Жюно

В старой Америке, когда огромные стада скота гнали из штата Техас к началу железной дороги, одну из главных ролей в перегоне играл повар. Если дело не ладилось и повар не выполнял своих обязанностей, страдали все! Во время перегона скота повар обычно распоряжался одним или двумя хорошо загруженными фургонами, которые тянули мулы. Некоторые люди говорят, что мулы обычно сильнее лошадей и им требуется меньше корма и воды.

Рассказывают историю об опытном поваре, который учил новичка премудростям своего дела. Он начал с объяснения того, как править мулами. Подозвав помощника туда, где были привязаны мулы, повар поднял сухую палку и со всей силы ударил мула промеж глаз. Молодой помощник был огорчен и изумлен. «Зачем было так делать?» — спросил он у старого повара. Тот ответил: «Прежде всего надо, чтобы они обратили на тебя внимание».

Именно так поступают некоторые в своих отношениях с другими людьми: прежде чем просить их что-то сделать, они пытаются забить их. Но с людьми такое не проходит — да и с мулами тоже!

В конце 60-х — начале 70-х годов техасский комитет по образованию начал программу по подбору специалистов промышленности для профессионального обучения школьников. В теории считалось, что это будет легче, чем обучать какой-то профессии учителей. Программа пошла успешно, и некоторые из специалистов нашли оригинальные и захватывающе интересные приемы обучения.

Одним из таких людей был опытный строитель и столяр, который вызвался вести занятия по строительному делу. Его предупредили, что его класс будет состоять из лодырей и малоспособных учеников, так что ничего хорошего от них ждать не следует. А еще ему сказали, чтобы он не допускал «панибратства»: нельзя одновременно иметь дружеские отношения с учениками и пользоваться их уважением, а если они не будут уважать учителя, то и заниматься у него не станут.

Но это совершенно не соответствовало тому, как привык поступать наш герой. Он не мог держать дистанцию и относиться к ученикам формально. Он добивался дисциплины, когда это было нужно, но долголетний опыт показал ему, что люди, как правило, позитивно реагируют на позитивное отношение и негативно — на негативное. Он понимал, что может найти нечто позитивное в любых попытках своих учеников — сама по себе попытка уже была чем-то позитивным! Он хвалил правильные действия своих учеников и подсказывал, как они могут развивать свои умения. Он добивался гораздо больших результатов, оставаясь другом тех, кого он обучал.

В последний год обучения девять из его двадцати семи учеников смогли пройти в финал конкурса трудовых навыков в своем штате, и четверо из них получили голубые розетки, которыми отмечают занявших первое место. После окончания школы большинство из них сразу нашли хорошую работу. Успехи во время обучения прибавили им уверенности в себе, а учитель остался в их памяти человеком, которому они были небезразличны.

Некий фессалиец привел в царский двор Македонии удивительно красивого коня по имени Буцефал и предложил продать его царю Филиппу. Однако, когда конюхи попробовали проверить его быстроту, животное оказалось непослушным. Юный Александр попросил у отца разрешения проверить свои умения. Филипп неохотно согласился, но сказал, что если принц не сможет удержаться на спине у Буцефала, то заплатит отцу штраф в размере стоимости коня. Александр быстро подошел к коню и повернул его головой к солнцу, потому что заметил, что конь пугается собственной тени. Он успокоил животное, а потом сел на него — и Буцефал послушно продемонстрировал свои аллюры.

Придворные, опасавшиеся за безопасность принца, громко зааплодировали. Филипп пришел в восторг. Поцеловав сына, он сказал: «Ищи другое царство, которое было бы достойно твоих способностей, — Македония слишком мала для тебя».

Как почти во всех случаях гладить по голове бывает полезнее, чем давать пинка под зад.

«Критика не должна быть злобной и разрушительной, только резать и выдирать с корнем — она должна быть направляющей, поучительной и вдохновляющей». /Ральф Уолдо Эмерсон/

«Хорошенько подумайте, прежде чем сказать человеку суровое слово, но никогда не упускайте возможности сказать ему что-то хорошее». /Джордж Хорес Лоримеp/

«Похвалы окружающих могут показать нам не какие мы есть, а какими должны быть». /Огастес Хэр/

«Похвала для людей робких и печальных бывает иногда полезной. Она учит их рассчитывать на доброту окружающих». /Летиция Лэндон/

 

 Джон Темплтон. Всемирные законы жизни.