«Честность — первая глава в книге мудрости» Томас Джефферсон

«Быть или не быть? — вот в чем вопрос». Так говорит Гамлет в своем знаменитом монологе, полном сомнений и рассуждений. Если вы помните, он пытается решить, следует ли ему прислушаться к голосу совести или притвориться, будто не знает правды о смерти отца. Он разрывается между желанием быть честным с собой и, следовательно, с миром — и желанием отвернуться от того, во что он верит. Иногда мы сами оказываемся перед похожим выбором. Пусть он бывает не таким трагическим, как у Гамлета, однако для нас он не менее важен.

«Честность — первая глава в книге мудрости», — написал Томас Джефферсон. Это утверждение звучит как истина для людей, живших в самых разных странах и в самые разные периоды мировой истории. Борьба за верность истине, как внутренней, так и внешней, может быть нелегкой, но, если мы стремимся достичь подлинного успеха, наши усилия должны быть ориентированы на честность и порядочность.

«Познай себя», — гласила надпись у входа к Дельфийскому Оракулу в Древней Греции. «Придерживайся верности и искренности как главных принципов, — писал Конфуций. — Когда ты знаешь нечто, не отказывайся от своего знания, а когда не знаешь, признавайся в этом: это и есть знание». Более 2500 лет тому назад Лао Цзы писал: «Тот, кто знает других, мудр; тот, кто знает себя, — просвещен».

Эти великие философы и мудрецы начинали с одной истины: будь честным — и «все остальное к тебе приложится». Они понимали, что всеми людьми движут одни и те же основные желания: потребность в любви, в свободе и уважении, желание ощущать, что их жизнь имеет смысл. Заглядывая в себя, можно найти ключи к поведению человека — если у вас хватит мужества смотреть в самую глубину своего сердца.

Но многие ли это делают? Сколько людей отвыкли обращать внимание на самое простое! Зачастую это оказывается особенно верно, когда мы говорим о знании наших собственных чувств. Шум и суета внешнего мира могут настолько нас отвлекать, что мы забываем прислушиваться к тихому голосу, который обычно говорит правду обо всем, что происходит.

В «Гамлете» Шекспир пишет: «Верен будь себе. Тогда, как утро следует за ночью, Не будешь вероломным ты ни с кем». Однако если мы не будем регулярно прислушиваться к внутреннему голосу нашей интуиции, мы можем разучиться это делать. Тогда нам станет легче изменять самим себе, а потом, помимо своей воли, и другим.

В письме одному из своих современников Томас Джефферсон писал: «Тот, кто позволяет себе солгать один раз, обнаруживает, что во второй и третий это делать уже легче — пока в конце концов ложь не становится привычной. Он произносит слова лжи, которых сам не замечает, и слова правды, которым не верит мир. Эта лживость языка приводит к лживости сердца и со временем искажает все его доброе расположение».

Джефферсон старался быть как можно более предусмотрительным, чтобы остался жить народ, состоящий из честных мужчин и женщин. «Иногда говорят, — писал он, — что человеку нельзя доверять управление самим собой. Но можно ли тогда ему доверить управление другими?» Очень важная мысль, если распространить ее шире нашего узкого мирка! Но из чего состоит жизнь любой нации, как не из переплетения множества узких мирков отдельных людей? Как часто мы читаем в газете о несправедливости, происходящей в наших собственных больших и малых городах, — и пожимаем плечами? Что мы можем поделать? Как нам изменить положение дел? Правда — вне нашей юрисдикции. Но так ли это?

Вы способны сделать одну важную вещь: всегда быть честными с собой и окружающими. Когда мы не слушаем нашего внутреннего голоса, чтобы избежать сцены или показаться «крутыми», мы порой заставляем его умолкнуть. И мы заглушили правду. Спустя какое-то время мы вообще перестаем слышать этот голос. Может быть, именно поэтому в современном мире находится столько работы для психотерапевтов и психиатров. Возможно, мы платим за то, чтобы научиться снова входить в контакт с нашим собственным внутренним голосом, подсказывающим нам, как следует поступать.

Начните сегодня же. Приведенный ниже прием поможет вам заглянуть в себя. Возьмите лист бумаги и разделите его на две колонки. В одной запишите все то, что вам нравится в природе человека, те вещи, которые вы уважаете. Там могут оказаться такие качества, как нежность, сила, чувство юмора, такт, любовь или работоспособность. Записывайте все, что придет вам в голову. А потом, во второй колонке, запишите те качества, которые находите отвратительными, те, которые заставляют вас выходить из себя. Возможно, в этой колонке будут гнев, лень, обман, трусость, жестокость или ревность.

Теперь рассмотрите обе колонки. Если быть абсолютно честным, то вы имеете отношение к обеим. Назовите те благородные черты, которые вы видите в себе. Почувствуйте, где они находят в вас отклик. И почувствуйте, какие из них нуждаются в подкреплении и развитии. Затем возьмите «нежелательную» колонку и рассмотрите записи в ней. Признайте, что в вас есть какие-то следы этих качеств, пусть даже настолько маленькие, что окружающие могут их не замечать. Признайте их и те моменты, когда они проявляются. Не надо полностью их отрицать, иначе они незаметно подкрадутся к вам, как незамеченный враг — возможно, только в личине людей, которых вы притягиваете к себе потому, что не признали существование подобных черт в себе.

Будьте честны. Будьте правдивы. Любите в себе все. Вы — человек, и, как и во всех нас, в вас есть добро, есть божественное начало, которое может проявиться величественно. С честностью и свободой воли вы способны заявить свои права на те аспекты своей личности, которые желаете проявлять в своем мире.

В вас есть такая часть, которая может стать больше любой мелочности, сильнее любой слабости, мудрее, чем вы готовы думать, смелее любого страха. В вас есть та часть, что от земли, — земная, а есть та, что от Духа, — духовная. Это — самая важная ваша часть. То, что составляет подлинную, настоящую часть вашей личности, может трансформировать ненастоящую. Будьте честны с собой и окружающими. Научитесь познавать свое истинное «я».

«Не покрывай правду ложью, не скрывай правду намеренно». /Коран/

 

 Джон Темплтон. Всемирные законы жизни.