Как реагировать на капризы и истерики ребенка?

Каждый раз, когда я вижу истерику ребенка – на улице, в парке, на детской площадке  – я испытываю сочувствие к обеим сторонам конфликта. Я понимаю, что родителям в  этот момент нужна поддержка точно так же, как и ребенку. В первую очередь, потому  что они находятся, как правило, в смятении, не зная, как поступить.  
    Мы все не рождаемся родителями. В школах и институтах нас никто не учит  действительно важным знаниям о вопросах, с которыми столкнется любой из нас в  жизни. Одна из таких важных тем — как контактировать с ребенком. Ошибки в  воспитании мы совершаем  не из-за отсутствия любви к детям или ответственности за  них, а из-за нехватки знаний и умений. Женщина, в первую очередь, как правило,  находится во власти иллюзии, что как только она станет мамой, включится  инстинкт  и она будем автоматически знать, как вести себя правильно. Но родить ребенка и  стать хорошей матерью –это не одно и то же. И когда мы сталкиваемся с  непониманием своего ребенка или теряем радость от контакта с ним, мы находимся в  смятении, и именно это является критерием, что мы все больше отдаляемся от тех  навыков и знаний, которые дают нам полноценное родительское счастье.


    Так что же делать, если ребенок закатывает истерику?
    Ответ в том, какой  выбор вы делаете, как родитель.
    Существует 2 системы воспитания и соответственно 2 способа реакции на то, что  проявляет ребенок. Традиционная система ( я рискну утверждать, что она  продолжает оставаться доминирующей и на Западе, и особенно, на территории  постсоветского пространства)сводится к тому, что ребенок должен беспрекословно  во всем слушаться своих родителей, и любая цена при этом хороша. Поэтому реакция  на истерику ребенка уже обозначена в вопросе выше, если вы его прочитаете  внимательно: это надо пресекать, и с этим надо бороться. Традиционная система  воспитания вообще очень насильственна, и если сейчас физические наказания детей  уже, скажем так, вышли из моды ( особенно в развитых станах Запада), то в  отношении эмоционального террора, которому мы подвергаем детей, — у нас царит  полное средневековье.
    Вторая система воспитания – альтернативная. В наше время приходят дети,  которые заставят нас измениться. Эта система воспитания возникла в ответ на полную  неэффективность традиционной, и ориентирована на то, чтобы  избегать  вмешательства в свободное естественное развитие ребенка и не нарушить равновесия  его еще погруженного в мечту сознания. С другой стороны, альтернативное  воспитание не предоставляет ребенка самому себе, а берет на себя руководство  подходящими для этого средствами примера и подражания.  Альтернативная система  очень юная и мы живем именно в то время, когда она формируется, поэтому можно  сказать, что у более прогрессивных родителей во многих случаях нет готовых моделей  поведения на трудные ситуации с ребенком. Альтернативную систему еще называют  воспитание в осознанности, и это  самое сложное, потому что, чтобы воспитывать  детей  в осознанности, нужно самому быть там.
    Давайте сделаем упражнение на осознанность прямо сейчас. Ответьте, пожалуйста,    на вопрос, который возвращает вас в осознанность: «Когда ребенок капризничает или  в истерике, в чем ваш личный дискомфорт?»
    Чаще всего, ответ один. Мы не готовы к проявлению ребенком  негативных эмоций.  Не готовы потому, что нам самим их запрещали в детстве. Более того, мы привыкли  оперировать термином «негативные эмоции», хотя  на самом деле они являются  неотъемлемой составной нашей жизни, и  гнев, раздражение, страх, печаль, это  такие  же естественные эмоции, как радость, восторг и удовлетворение.  Называть их  негативными, по большому счету, все равно, что называть негативными реакциями  организма кашель, рвоту или мочеиспускание.
    Но в каждой семье существуют запрещенные чувства (как правило, по двойной  морали запрещенные только для детей), Они были недопустимы, потому что родители  их боялись и не знали, что с ними делать. Когда мы выражали неразрешенные  чувства, например, гнев, мы нарывались на брань, угрозы, наказания или презрение.  Со временем память о таких переживаниях научила нас отрицать свой гнев. Но  поскольку никогда не испытывать гнев мы все равно не можем, догадайтесь, куда он  уходит.
    Ответ, на самом деле, короткий, в одну строчку – В НАШИ МЕДИЦИНСКИЕ  КАРТОЧКИ!
    90% всех болезней спровоцированы застрявшими в нашем теле, не прожитыми,  полузадушенными эмоциями. К середине жизни тело среднестатистического человека  завалено многолетними эмоциональными блоками.
    И если мы отрицаем какие-то определенные эмоции, мы не позволим и ребенку их  выражать. Что же делают дети? На практику насилия и  подавления чувств, практику  унижения воли, практику ограничения и лишения любви, тепла, что, в общем-то, даже  и не считалось в прежние времена наказанием, одна группа детей, живущих на  планете (мальчики), реагирует тем, что становятся столь же агрессивны к  окружающим, даже во много раз более агрессивными , это присуще мужской психике.   Мужчина  склонен проявлять  эту  энергию непрожитых негативных эмоций  в  социальном ключе, и часто начинает  мстить за то, что с ним делали, ближним,  дальним, или всему обществу.
    Вторая группа тех, кто подвергается традиционному методу воспитания на  основе страха и подавления – это девочки, и для женской природы больше характерно  движение вовнутрь, поэтому они не действуют в ответ на насилие, причиняя такое же  насилие окружающим. Они начинают свершать насилие над собой и более склонны к  саморазрушению, чем мужчины.
    Особенных доказательств не нужно,  достаточно трезво посмотреть на положение  вещей  в мире и понять, что большинство заключенных в тюрьмах, то есть тех людей,  которые наказаны обществом за асоциальное поведение, являются мужчины.  И  любой психолог вам подтвердит, что  практически 90% клиентов, посетителей    психологов, психотерапевтов, это женщины. Поэтому это очень важный момент —  принять то, что практика подавления запрещенных эмоций, практика насилия в  воспитании, в любой форме, не приемлема.
    Вопрос стоит не том, переживать или не переживать вашему ребенку  негативные эмоции, а в том, КАК переживать, чтобы эти маленькие атомные  взрывы прошли безопасно  для окружающих, и главное, безопасно для самих детей.
    Практические рекомендации родителям:

  1.    Самое главное: позвольте детям выражать негативные эмоции, примите это как данность, что ребенок имеет право и возможность  периодически не быть веселым и послушным.
  2.    Потратьте какое-то время на изучение природы вашего ребенка ( в этом пункте у нас, родителей, ужасающее невежество). Когда вы будете знать, например, что нормальные трехлетки обязательно  говорят на все, что вы им предлагаете, «нет»,  и в истерике падают на землю и сучат ногами, вы будете к этому готовы, гораздо легче и быстрее переживете этот период. Я бы даже рискнула пообещать – гораздо веселее и комичнее.
  3.    Внимание! Ребенок абсорбирует ваши текущие эмоции, и если вы сами подавляете свой гнев или обиду, ребенок будет становиться все более неуправляемым. Займитесь своим эмоциональным состоянием – автоматически успокоится  ребенок.
  4.    По этой же причине родители, особенно, мама должны следить  за тем, чтобы ваша усталость не принимала угрожающих масштабов, вы ОБЯЗАНЫ позаботиться о себе, о своем отдыхе, иначе вы будете испытывать скрытое (от вас) раздражение, которое ваш ребенок отразит, как зеркало.
  5.    Сохраняйте благожелательность и спокойствие, когда ребенок кричит и требует.  Не наказывайте его, и не кидайтесь исполнять то, что он хочет ( это тоже реакция на страх перед негативными эмоциями, вынесенный с детства). Родители, удовлетворяя капризы ребенка, по сути, мешают ему пережить негативные эмоции. А если негативные эмоции не пережиты, человек  начинает терять связь с позитивными эмоциями, со своей внутренней системой управления, которая перерастает со временем в жизненную мудрость, и тогда начинается беспредел эгоизма.
  6.    Часто родители спрашивают: «А что делать, если ребенок все время просит то это, то то, я же не могу ему это все дать?» Специализированная литература по детям и многочисленные источники в интернете пестрят рекомендациями о том, что ребенок должен рано узнать, что такое нельзя, и должен понимать, что не любое его желание может быть исполнено.  А собственно, почему? В чем проблема, если он будет желать? Все, что нас окружает, из чего мы пьем, едим, на чем спим, чем любуемся, что слушаем, чем красим губы, на чем ездим, было когда-то  чьим-то желанием. Нет никакой проблемы, чтобы ваш ребенок желал, более того, чем масштабнее его желания, тем больше растет его личность, тем лучше для него.  Проблема начинается, когда мы решаем, что все, что он просит, мы должны ему дать, и немедленно. Но это не более, чем наша бредовая установка.

    Что-то вы ему даете, а на что-то  СПОКОЙНО и БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО  отвечаете:

  • «Извини, в этот раз не получится, может быть, в другой раз»
  • или «Прости, но мне нужно кое-что сделать»
  • или можно сказать: «Извини, я понимаю, что ты этого хочешь, но сейчас мы будем делать то-то и то-то»
  • или  «Хорошее желание, немножко нужно времени на него. Лучше давай сейчас займемся вот этим»
  •  или «Сейчас время пришло делать то-то и то-то»
  •  или «Мы ведь с тобой собирались сделать вот это и это, так и поступим».
  1.    Таким образом, вы даете ребенку бесценный навык хотеть большего и при этом иметь терпение, понимание, что не все в этом мире должно происходить немедленно, умение наслаждаться не только достижением цели, но и движением к ней, предвкушением цели.
  2.    Самое бесценное, что вынесет ребенок из этого опыта, — это то, что в этом мире можно открыто выражать разные эмоции и тебя все равно любят, а не только в том случае, если ты полностью совпадаешь с желаемой картинкой родителей.  Это то, за что дети бесконечно благодарны нам. Это то, что делает их очень счастливыми.

 
   Всего вам самого лучшего!

 

   Наталья Михайловская