Up

«Честность — лучшая политика» Мигель Сервантес

a18e5523c5e2c94f47d2ee27b1fdd49c

В одной африканской легенде старый вождь захотел проверить мудрость молодого человека, которого он хотел поставить во главе племени после себя. Он попросил юношу приготовить ему два обеда. На первом надо было подать все самое лучшее, что только есть в жизни, а на втором — все самое плохое.

В назначенный день вождь сел за обед, и ему подали вкуснейшее блюдо из говяжьего языка с овощами. Вождь остался очень доволен едой и, насытившись, спросил юношу, почему он выбрал язык.

«Язык относится к лучшему, что есть в нашей жизни, — ответил молодой человек. — Он может произносить чудесные слова истины, которые помогут нашему народу расти и процветать. Нужные слова могут придать нашим людям отваги и подкрепить их честность. Языки могут говорить о любви и гармонии и скреплять нашу деревню».

Вождь был очень доволен и с нетерпением ждал второго обеда. В назначенный день вождь сел есть и обнаружил, что ему подано точно то же блюдо, что и в прошлый раз. Поев, он спросил юношу, почему он дважды приготовил одно и то же блюдо.

Молодой человек ответил: «Язык может быть лучшей частью человека, но может быть и худшей. Язык может произносить слова гнева и обиды, которые унижают людей и лишают их надежды. Он может плести обман, может произносить слова лжи, которые вносят раздоры. Язык легче любого оружия может разрушить нашу деревню». Старый вождь внимательно выслушал своего преемника и медленно кивнул головой. Он понял, что правильно выбрал будущего вождя.

Бывают такие моменты, когда кажется, что пустячная ложь (так называемая безобидная ложь во спасение) сделает жизнь лучше. «В конце концов, кто узнает?» — говорим мы себе, собираясь выбрать путь наименьшего сопротивления. Но один обман может повлечь за собой другой, более серьезный, и в результате наш ум будет засорен и смущен. Такое печальное положение дел прекрасно выражают слова Вальтера Скотта: «Да, сеть мы страшную плетем, когда всего чуть-чуть солжем». Обман часто наносит глубокий ущерб нашему чувству собственного достоинства и самоуважению.

Даже если ваша ложь действительно пустячная и может быть названа «ложью во спасение», страшная сеть неправды может задушить в нас радость и спокойствие. Мы можем убеждать себя в том, что на самом деле не лгали, — но на каком-то уровне сознания честность шепчет нам, что путь правды может быть лучшей политикой.

О Фридрихе II, короле Пруссии, рассказывают, что он пожелал проинспектировать берлинскую тюрьму. Узники упали перед ним на колени и стали громко заверять его в своей невиновности. Только один человек молча держался в стороне. Фридрих окликнул его: «Эй ты. А ты почему здесь?»

«За вооруженный разбой, Ваше Величество».

«И ты виновен?»

«Да, конечно, Ваше Величество, я полностью заслужил наказание».

Фридрих позвал смотрителя и приказал немедленно отпустить несчастного, прибавив: «И немедленно! Я не могу допустить, чтобы он развращал тех невинных, которые здесь обитают!»

Король Иордании Хусейн во время совещания глав арабских государств заметил: «Нам следует смотреть на реальность и наши прошлые ошибки честно, как подобает людям зрелым. Похвальбы о величии не создают величия, и, напевая в темноте, страха не прогонишь». А Фанни Брайс, американская комическая актриса и певица, призывала к честности так: «Пусть мир знает вас такими, какие вы есть, а не такими, какими вы считаете нужным казаться, потому что если вы притворялись, то рано или поздно вы потеряете бдительность — и что тогда?»

Способность выбирать истину или ложь может действительно стать мощным оружием, как прекрасно понимал тот африканский вождь, который искал своего преемника. Молодой человек не прятал правды. Он отказывался кривить душой. Люди часто не сознают, что, выбирая обман, часто вредят себе. Могут быть моменты, когда нам хочется считать, что ложь может оказаться нам полезной. Но на самом деле полезнее всего будет уверенность в том, что так прекрасно выразил Сервантес: «Честность — лучшая политика!», ибо именно она может обеспечить нам счастье и успех.

«Будь так верен себе, как не будешь вероломен с другими». /Фрэнсис Бэкон/

«Всякий, кто хоть немного знаком с историей, прекрасно понимает, что истина совсем не обязательно побеждает. Более того, истина не может одержать победы, если ее не распространяют. В истине не содержится противоядие ко лжи. Правое дело нужно защищать — и защищать энергично». /Уильям Ф. Бакли-младший, «Бог и человек в Йеле»/

«Удивительно, сколько силы, чистоты и мудрости требуется человеку, чтобы не испачкаться ложью». /Маргарет Фуллер/

«Неправдою свет пройдешь, да назад не воротишься». /Русская пословица/

«Надо делать правду такой же простой, убедительной, захватывающей и интересной, какой часто кажется ложь. Истина не может порабощать, не может гипнотизировать. Истина всегда находится внутри нас. Мы получаем не вечный факт, а вечный потенциал, который является основой самой сокровенной реальности. Так давайте же пересмотрим свое мышление, снова вернувшись к основным принципам. Когда мы увидим значение Бога и связь человека с Ним, наше мышление уже никогда не будет порабощено чем бы то ни было». /Эдвин Д. Кэнхем/

 

 Джон Темплтон. Всемирные законы жизни.