Up

Ольга Чурикова, практический психолог, магистр социальной педагогики: Главная идея, которую стараюсь донести в своих программах и консультациях: только у счастливых родителей могут быть счастливые процветающие дети.

фото

Кто Вы по профессии, где учились? Чем занимаетесь?

Психологическое консультирование практикую с 2008 года, закончила Полтавский педагогический университет им. В. Г. Короленко по специальности «Психология, социальная педагогика».

Частная практика, психолог, специализируюсь на детско-родительских взаимоотношениях.

Работаю сейчас онлайн. Сайт (www.mirradosti.com.ua) у нас один на двоих с мамой психологом Раисой Кузьменко, на нём есть описание программ, которые провожу. Также есть страница в Фейсбуке «Родителям о  подростках» (https://www.facebook.com/o.podrostkah). В Телеграмме организовала группу поддержки родителей. Это как практикум для родителей. В интернете теоретической информации немало, а в этой группе участники раз в три–четыре дня получают практическое задание, выполняя которое, гармонизируют отношения с ребёнком. Все мои рекомендации родителям — это не только теория, а то, что проверено практикой в моей жизни и жизни людей, обращавшихся ко мне за помощью. Особенность группы в том, что человек получает не только поддержку, но у него расширяется видение происходящего и обретаются знания что с этим делать.

 

К Вам обращаются родители с христианским или секулярным мировоззрением? Вопросы у них одинаковые или разные? Что чаще всего волнует родителей?

Обращаются родители с разными взглядами. Есть часть людей, о которых точно известно, что они христиане.

Я фокусирую свою деятельность на родителях независимо от их религиозных убеждений. Все, кто ищет помощь, кто находит меня через знакомых или через интернет, эту помощь получают.

Проблемы людей сходны. Чаще всего это ситуации, когда ребёнок не признаёт родительский авторитет, не слышит, не слушает родителей. Например, ребёнок чрезмерно увлечен гаджетами или дерзит, или отказывается заниматься уборкой. В некоторых семьях дети интересуются видео, разрушительно влияющими на их психику. Нередко родители спрашивают, как научить ребёнка сказать «нет!» вредным привычкам и как помочь детям не наследовать отрицательный пример. Агрессивность детей встречается довольно часто.

И обычно причина проблем — нарушение взаимоотношений между родителями и детьми, отсутствие ответственности родителей за их влияние на ребёнка.

На данный момент я больше нацелена оказывать поддержку родителям, помогать им осознавать своё влияние на детей и учиться использовать его созидательно.

 

Обращаются с проблемой, когда дети не хотят учиться? В чём причина такого нежелания?

Да, обращаются. Практика показывает, что в данной ситуации в консультировании прежде всего нуждаются родители. Представьте себе, что есть ветвистое дерево. Проблемы, с которыми обращаются родители — это «ветви», то есть следствие. Поэтому я предлагаю исследовать «корень», а это непростое дело, заниматься которым не все родители готовы. Им удобно ребёнка с проблемой отдать мне и, не изменяя себя, получить готовый результат, например, желание учиться в школе. Причины проблемы ребёнка, кроются в родительской семье. Дети являются зеркальным отражением родителей. Чтобы помочь улучшить отношение детей к чему-либо, нужно взаимодействовать с их родителями. Как психолог помогаю родителям, осознавать происходящее и оказывать созидающее влияние на ребёнка.

Говоря об учебе, хочу подчеркнуть важный момент, что нужно смотреть в будущее ребенка, в перспективу всей его жизни. Нужно ответить для себя, что я хочу: чтобы мне было хорошо сейчас или чтобы ему было хорошо в будущем? Многое из того, чему обучают в школе, во взрослой жизни почти не используется. Те задания, которые ребёнку интересны, в чём он силён, он выполняет быстро. Профильные для него предметы, ребёнок старается изучить сам, потому что ему это интересно. Получается, то, что доставляет ребёнку удовольствие, соответствует его способностям, занимает у него немного времени. Ребёнка же загружают тем, что ему не нравится, к чему он не предрасположен. Мы должны ставить главной целью не школьную успеваемость, а развитие его в любимой сфере, чтобы он сам рос в том, что ему нравится. Интересы ребёнка должны поддерживаться на протяжении всего учебного периода. Тогда в выпускных классах не будет трудности в профессиональном самоопределении. Требования по непрофильным предметам необходимо снизить. Выбор будущей профессии, любимого дела не будет основываться на непрофильных предметах. Такое отношение к учёбе не удобно для учителей, которые хотят видеть ученика успешным по всем предметам.

В дошкольном возрасте дети счастливы, и задача родителей сохранить ощущение счастья на протяжении всех школьных лет, особенно у девочек. Но сохранить ощущение счастья можно только в том случае, когда родители сами счастливы. Два «несчастья» не дадут детям счастье. То, что человек не имеет сам, передать другому он не может. Это главная идея, которую стараюсь донести в своих программах и консультациях: только у счастливых родителей могут быть счастливые процветающие дети. Ещё есть один момент: система оценивания. Оценка, которую получает ученик, зависит от трёх факторов: настроение учителя в момент оценивания, отношение учителя к ученику, сама работа ученика. Если мы ставим цель перед ребёнком быть хорошистом или отличником, фактически мы учим прогибаться под мнением других людей. Родители должны понять «Что нужно моему ребёнку, чтобы ему было хорошо потом? Что я могу для этого сделать сегодня?» А ребёнок должен профильно развиваться.

Когда говорят: «Как мотивировать ребёнка к учёбе?», я сначала говорю: «Давайте подумаем, что такое учёба вообще? Вы внутренне готовы изменить своё отношение к учёбе?» Если родители согласны, тогда мы продолжаем сотрудничество.

 

Вы писали статьи на интересующие темы? Есть книга в издании?

Статьи я начала писать около десяти лет назад. Вначале это были публикации в периодических печатных изданиях в городе Ахтырка. Выступала на радио в Ахтырке и Сумах. Опубликовывала статьи в печатных изданиях в г. Тростянец. Издала сборник статей «Чудеса любви». Этот сборник посвящён чудесам, которые любовь может совершить в каждом человеке, в его личностном росте, супружеских отношениях и в воспитании детей. Печатала в нескольких типографиях тиражами от 200 до 500 экземпляров. В последние годы участвовала в съемках на телеканале «Надія» в передачах «Два Я — Одне життя», «Статус Мама».

 

Как психолог-христианин может повлиять на родителей?

Я не считаю обязанной предписывать психологам-христианам методы влияния на родителей. Но понимаю, что, не используя духовный фактор, большинство проблем решить невозможно. Об этом говорю консультируемым независимо от их мировоззрения.

На евангельских программах провожу лекции по семейным взаимоотношениям. Консультирую людей в церквях, расположенных на территории пасторского служения моего мужа, провожу семинары для родителей.

 

Кто Вам лично помогает выдерживать такую нагрузку?

Разговор с Богом. Это то, что кардинально всегда помогает.

 

Вопросы Алла Шумило