Up

“Все и вся вокруг вас – это ваши учителя” Кен Киз

citati_ob_oseni

Вы хотели бы найти величайшего учителя мира? Такого, который смог бы научить вас тому, что вам сейчас нужнее всего узнать? Вы можете это сделать — и это легче, чем вы думали. Ваша жизнь устроена так, чтобы учить вас тому, что вам нужно узнать. Видите вы это или нет, но вы обладаете внутренней мудростью, которая способна показать вам, кто ваши учителя и чему они могут вас научить.

Чтобы найти этих учителей, посмотрите на тех, кто рядом с вами: на ваших друзей, ваших близких, ваших коллег. Люди, с которыми вы проводите большую часть времени, могут многое рассказать вам о вас самих. Как? Во-первых, зачастую в окружающих мы видим то, что является отражением какой-то стороны нас самих. То, чем мы больше всего восхищаемся, может оказаться тем качеством, которым обладаем мы, сами того не замечая.

И наоборот, то, что нам больше всего не нравится в других, может оказаться отражением какой-то нашей черты, о которой мы не подозревали. Это может быть особенно верно в тех случаях, когда мы питаем к кому-то очень сильные чувства, хорошие или дурные. Окружающие могут стать нашими учителями, необязательно из-за того, что они знают или делают, а из-за того, как мы на них реагируем. Другими словами, окружающие могут стать зеркалом, в котором вы увидите себя. Президент Джеймс Гарфилд в своем обращении к ученикам колледжа Уильямса 28 декабря 1871 года в Нью-Йорке сказал: «Мне не хочется, чтобы этот разговор закончился без упоминания о том, насколько важен настоящий учитель. Дайте мне бревенчатую хижину с простой лавкой, но чтобы на одном конце лавки сидел Марк Хопкинс, а на другом — я, и все здания, приборы и библиотеки можете оставить себе» (Марк Хопкинс в то время был президентом колледжа Уильямса и президентом Государственной комиссии по иностранным делам).

То, как люди реагируют на нас, тоже может углубить наше знание самих себя. Это не означает, что отсутствие популярности у окружающих — это признак того, что мы — дурные люди, или что если мы нравимся другим, то мы обязательно люди хорошие. Как люди к нам относятся, это, безусловно, их выбор, однако мы можем воспользоваться их реакцией для того, чтобы познать себя. Это особенно верно тогда, когда мы замечаем, что на нас одинаково реагируют сразу несколько людей.

Еще учиться у других можно, просто изучая свойства тех людей, с которыми мы имеем дело. Возможно, нам понадобится немалая доля проницательности и эмпатии, чтобы проникнуть через корку стеснительности или страха в сокровенные глубины человека. Возможно, там таится немало хорошего. И может оказаться, что мы будем выступать не только в качестве учеников, но и в качестве учителей! И опять-таки дело не в том, что кого-то надо счесть плохим или хорошим: скорее, надо увидеть, что в нас есть такое, что привлекает нас к этим людям, а их — к нам.

Полезно бывает и проверить, чем вы занимаетесь большую часть времени. Чему вас учит то, как вы распределяете свое время? Присмотритесь к себе и в других вещах. Как вы проводите свободное время? На что тратите большую часть денег? Какие мысли вас чаще всего занимают? Какие чувства вы испытываете чаще всего? Все это — и, по правде говоря, вся жизнь вокруг вас и внутри вас — может очень многому вас научить. У вас могут быть трудности, вплоть до настоящего кризиса, а изредка вам приходится переживать такое, что кажется подлинной трагедией. Но важно помнить, что мы способны все это выдержать и пережить, если только не потеряем воли держаться. Иногда то, что представляется нам большой трудностью, может оказаться очень хорошим учителем, который прибавит нам мудрости и понимания. Сократ написал: «Дельфийский оракул назвал меня мудрейшим из всех греков. Это потому, что я единственный из всех греков знаю то, что ничего не знаю». Вот это — слова человека, способного учиться. Все дело в том, что вы сами себя учите, и если вы при этом используете жизнь и окружающий вас мир в качестве учебников и классной комнаты, то можете стать своим самым хорошим учителем.

«Мы живем очень близко друг от друга. Так что главная цель нашей жизни — помогать другим. А если вы не можете помочь другим, то, по крайней мере, не вредите им». /Далай-лама/

«Следует глядеть внутрь людей, а не только на них». /Лорд Честерфилд/

«Учитель, который может пробудить чувство хотя бы к одному хорошему поступку или одному хорошему стихотворению, достигает большего, чем тот, кто наполняет нашу голову бесконечными рядами природных объектов, расклассифицированных в соответствии с формой и названием». /Гете/

«Тот, у кого есть сострадание к окружающим, получит сострадание от Небес». /Талмуд/

 

Джон Темплтон. Всемирные законы жизни.