«Великие герои смиренны» Франциск Ассизский

Смирение в современной западной культуре сильно недооценивается. Бытует мнение, что смирение хорошо для набожных и святых, но в «реальном мире» с ним далеко не уйдешь. Многие люди рассматривают гордость и агрессивность как добродетели, а смирение — как слабость. Возможно, это происходит из-за того, что им непонятна сущность смирения. Они могут приравнивать смирение к самоуничижению и чувству собственной неполноценности, тогда как на самом деле это не настоящее смирение.

На самом деле истина лежит совсем в другом. Большинство по-настоящему великих людей смиренны. Самого глубокого уважения добились именно те, кто признавал, что их величие — это не их собственное достижение, а результат действующей в них высшей силы. Подлинный смысл смирения — это сознание того, что твоя личность — это сосуд для высшей силы. Иисус из Назарета сказал: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Иоанн, 14, 10). И другие великие духовные вожди видели это: подлинный гений обладает чувством глубокого личного смирения. Бен Сирах, великий иудейский учитель, заметил: «Чем больше в вас величия, тем нужнее вам смирение».

Сэр Исаак Ньютон, один из величайших в мире ученых-исследователей, незадолго до смерти сказал следующее: «Я чувствую себя ребенком, играющим на берегу, а передо мной лежит великий океан еще неоткрытых истин». Другой великий ученый, Альберт Эйнштейн, также прославился своей поистине детской простотой. Несмотря на все признание, которое получили в мире его достижения, он сохранял чувство глубокого смирения. Доктор Уолтер Рассел, гений во многих областях науки, повторил учение Иисуса, сказав: «Пока человек не научится терять себя, он не сможет себя найти. Личностное «я» должно раствориться и замениться на всемирное «я».

Что такое всемирное «я» и чем оно отличается от личностного «я»? Начнем с того, что личностное «я» — это то, что большинство из нас привыкло считать собственно собой. Это — то, какими мы себя видим. Оно содержит то выражение, которое мы придаем нашим мыслям относительно самих себя. Личностное «я» идентифицируется с нашей внешностью, нашими успехами, нашей собственностью. Именно это «я» склонно соперничать с другими и может испытывать боль и гнев, если не получает желаемого. Человеческое «я» желает чувствовать себя значительным, правым и управляющим событиями. Человеческое «я» также заставляет людей пытаться решить свои проблемы только собственными усилиями, не обращаясь за помощью к Божьей мудрости. Звучит знакомо?

Некоторые скажут: «Вы только что описали природу человека». Возможно, это описание наиболее привычной стороны человеческой природы. Однако существует и другая ее сторона, высшее «я», которое существует в каждом из нас как искра Божья. К несчастью, по большей части это высшее «я» остается скрытым за личностным «я». Часто мы не видим этого всеобщего высшего «я», потому что мы слепо отождествляем себя с личностным. Это можно сравнить с попыткой увидеть звезды днем. Они по-прежнему во вселенной, но их не видно из-за света солнца. Только после захода солнца мы видим эти небесные светочи.

Подлинное всемирное «я» внутри нас — это индивидуализированный центр богосознания. По мере того, как в нас появляется готовность расстаться с личностным «я», мы входим в более глубокий контакт с Богом. Тот, кто полагается на собственную мудрость или красоту, умение или деньги, редко полагается на Бога. Но тот, кто смирен и преисполнен благодарности за Божьи благословения, уже здесь, на земле, открывает дверь в рай. Хотя Божественные принципы — это дух и не могут предстать зримо, они реальнее всего физического мира, который нас окружает. Есть ли сегодня люди, которые не верили бы в существование космических лучей или радиоволн, потому что их не видно? Чтобы каждый из нас рос духовно, важно освободиться от своеволия и предаться Божественной воле. Когда мы избегаем эгоцентризма, мы становимся проводниками Божественной любви и мудрости.

Чтобы выразить нашей жизнью величие, нам надо научиться смирению. Став смиренными, мы обнаружим, что смирение приносит награду. Смиренно признавая, что мы знаем лишь малую долю Божественной истины, мы не превращаемся в агностиков. Если врач откровенно признает, что не знает абсолютно всех болезней, симптомов и способов лечения, то и мы можем смиренно признаться, что всем нам надо еще очень многое узнать о Боге.

«Тот, кто жаден на похвалу, доказывает, что он беден на достоинства». /Плутарх/

«Человек смиренный способен делать великие свершения с редкой безупречностью, поскольку его не тревожат мелочи вроде его собственных интересов или репутации, и, следовательно, ему не нужно тратить силы на то, чтобы их защищать». /Томас Мертон/

Джон Темплтон. Всемирные законы жизни.