«Забывая себя, можно найти себя» Франциск Ассизский

У немецкого художника Розенталя есть вдохновенное полотно под названием «Благословение работы». На нем изображен юноша, работающий над статуей Девы Марии в полный рост. Почти законченная фигура возвышается над юным художником, и пока он внимательно вырезает детали ноги, Мария смотрит на него, склонив лицо и вытянув руки, благословляя его. Отдаваясь творчеству, юноша взамен получает неизмеримо большее. На картине изображено еще очень много: в открытое окно струится свет, заливая юношу сиянием. На большом барельефе на стене небесный хор возносит хвалу, обращаясь прямо к нему. Рядом с ним находится изображение женщины — видимо, его матери, — которая служит ему моделью. Молитвенно сжав руки, она благословляет его. Таким образом, сама композиция картины говорит о том, что вся вселенная летит, рвется, струится к юноше, который погружен в свое творчество. Это — великолепная иллюстрация послания Иисуса из Нового Завета: «Давайте, и дастся вам» (Лука, 6, 38).

В жизни очень многое зависит от нашего к ней отношения. Можно ли ее уподобить реке, плавно текущей меж поросших деревьями берегов, людям, прогуливающимся по песчаному пляжу, или, может быть, прогулке по оживленным улицам? Вид вещей меняется в зависимости от того, как мы на них смотрим — издалека или пристально. Когда наши мысли сосредоточены на том, как быть полезными окружающим, наши горизонты раздвигаются.

Поскольку мы составляем часть жизни, наш опыт тоже становится частью жизни. Что-то из того, что с нами случалось, могло быть легким и приятным, что-то казалось более трудным. Легкое и приятное надо принимать с радостью, а над трудностями торжествовать. Ибо в том и заключается природа человека, мечтателя и строителя, что нам не обязательно принимать вещи такими, какими они могут казаться: у нас есть способность превратить их в нечто лучшее. Когда мы забываем себя и позволяем искренней любви к ближнему изливаться из нашего сердца на окружающих, мы имеем возможность превратить пустырь в сад, заставить пустыню зацвести, построить дамбы против наступления моря, превратить скудость в изобилие, болезнь — в здоровье, войну — в мир и преобразить себя и мир так, чтобы они больше соответствовали нашим желаниям. Мы можем жить в центре любви, чье бесконечное сострадание будет охватывать всех людей, места и вещи.

Удивительный пример того, как можно поставить окружающих на первое место, приводит Чарльз Э. Гарви-младший в рассказе, опубликованном в «Ридерс дайджест». Он рассказал, как ехал на важное собеседование для поступления на работу и уже опаздывал на четверть часа, когда увидел, что на дороге стоит пожилая женщина, у которой спустило колесо. Его совесть не позволила ему проехать мимо нее. Он поменял ей колесо и направился на собеседование, хоть и считал, что с работой ему придется проститься. Тем не менее он заполнил заявление и направился с ним к директору по штатам. Представьте себе его изумление, когда директор сразу же приняла его на работу. Ею оказалась та женщина, которой он помог заменить колесо!

Эдварду было пятьдесят два, когда он наконец признался в том, что он — алкоголик. Как и многие люди до него, он знал, что вся его надежда — это Общество анонимных алкоголиков. Правда, ему совершенно не хотелось делать этот шаг. Эдварду не хотелось признавать свое поражение, хотя он казался полностью разбитым, и физически и морально. Он страшно стеснялся того, что другие узнают об его алкоголизме, — хотя на самом деле все, кто был с ним знаком, и так знали о его состоянии.

После нескольких недель посещения собраний АА его мысли начали постепенно проясняться. Он все время слышал странную фразу: «Чтобы сохранить ее, ею нужно делиться». «Она» — это была трезвость. В АА ему говорили, что, когда он ее добьется, ему надо будет ею делиться, чтобы сохранить собственное благополучие. К несчастью, в то время Эдвард был человеком эгоистичным. Он решил про себя: «Ну уж нет! Что бы это ни было, но как только я это получу, я буду за это держаться и оставлю себе!»

Когда, вместо того чтобы делиться, мы пытаемся копить нечто, это нечто зачастую теряет свою значимость. Гораздо большее удовлетворение можно получить, следуя предписанию Франциска Ассизского: «Забывая себя, можно найти». Когда мы принимаем решение не замыкаться на своей личности и действовать в духе любви и щедрости, тогда мы получаем обратно то, что отдаем. И еще гораздо большее!

Но как мы можем помочь людям стать такими, какими они не хотят быть, или дать им что-то, чего они не хотят получать, пусть даже это было бы им на пользу? Возможно, лучше всего быть им примером. Если вы готовы оказывать услугу другим, вероятно, они ответят вам тем же. И тут начинает работать парадокс. Например, тот, кому трудно принимать любовь, не сможет ее и дарить. Первый шаг к тому, чтобы давать, состоит в том, чтобы принять любовь Бога для того, чтобы передавать ее другим: ведь нельзя же делиться тем, чего ты не имеешь! Чтобы быть по-настоящему щедрым, наши побуждения должны быть чистыми. Делитесь потому, что вам искренне хочется поделиться. Делитесь потому, что верите в жизнь. Делитесь охотно и с радостью — и вашей наградой станут мир и радость.

Давайте снова вернемся к Эдварду, который по-настоящему изменился благодаря тому, чем поделились с ним окружающие. Он стал охотно отдавать другим свой опыт, силы, надежду, время и любовь. Он научился дарить другим то, что ему давали с открытым сердцем и щедрой рукой. Иногда то, что он предлагает, не принимается, но то добро, которым он пытается поделиться, так или иначе возвращается к нему.

Так расходятся волны любви и щедрости, словно от брошенного в пруд камня. Те из нас, кому даровано счастье наблюдать или ощущать это движение, играют важную роль, передавая полученное нами благо так, чтобы оно пошло на пользу другим. И когда это бывает полезно другим, это оказывается полезно и нам.

«Некоторые люди считают, что сверхъестественные явления, такие, как чудеса, нужны для того, чтобы доказать существование Бога. Но естественные процессы и законы природы могут быть всего лишь методами, которые Бог создал в своих творческих целях. Когда ученые открывают новые законы, разве они просто не открывают еще чуть-чуть Бога?

Каждый из нас ежедневно плывет в океане невидимых чудес. Например, любая живая клетка — это чудо, а человеческое чудо — это гигантская колония из ста миллиардов клеток. Чудо этого тела включает в себя как нашу способность осознавать его, так и неспособность когда-либо полностью истощить его подлинное значение». /Джон М. Темплтон «Смиренный подход»/

«Материальные вещи, которые появляются, появляются только потому, что Бог дал нам пять чувств. С их помощью можно видеть некоторые из мириадов нот гигантской симфонии жизни, которая нас окружает. Неизвестное простирается намного дальше области известного, даже после того, как ученым удалось в сто раз умножить известное, как они сделали только в этом столетии». /Джон М. Темплтон «Смиренный подход»/

«В человеке, который занят собой, не остается места для Бога». Баал Шем Тов

«Из всех добродетелей смирение приобрести труднее всего; ничто не умирает с таким трудом, как желание хорошо о себе думать». /Т. С. Элиот/

«Настоящее милосердие и способность никогда не осуждать — единственная истинная добродетель — очень часто появляются в результате пробуждения, которое позволяет нам увидеть то, что лежит за вещами». /Айви Комптон-Бернетт/

 

 Джон Темплтон. Всемирные законы жизни.