«Любой конец — это новое начало» Сьюзен Хэйуорд

Природа показывает нам, что почти все происходит циклично. Земля вращается вокруг своей оси, совершая суточный цикл. Луна вращается вокруг Земли в месячном цикле, а Земля вокруг Солнца — в годичном. В течение года сменяются времена года — от холода к теплу и обратно к холоду, а растения и животные от зимней спячки переходят к активной жизни и снова впадают в спячку. Приливы каждый день наступают на берег и отступают снова. Каждый день кончается закатом, а потом снова приходит рассвет. Кончается зима, наступает весна. Так все и идет. У каждого начала есть конец, а конец возвещает новое начало: жизнь рождается из смерти.

Кофи Авонур, ганский писатель, сказал: «В нашем начале лежит конец нашего пути». В нашей жизни тоже есть свои времена года и циклы. Каждый из нас переживает бесконечный поток начал и концов. У каждого возраста человека есть свое начало и свой конец, который ведет к новому началу. Кончается детство и начинается отрочество, кончается отрочество и наступает повзросление, кончается молодость и начинается зрелость, кончается зрелость и наступает старость.

Обычно нам нравятся начала: мы приветствуем новое. С другой стороны, многие люди не любят концы и стараются их отсрочить. Большая часть нашей нелюбви к концам проистекает из-за нашего непонимания или нежелания понять того, что в каждом конце есть семена начала. Хотя окончания могут быть болезненными, эту боль можно умерить, если не восставать против неизбежности, а рассматривать время как естественный природный процесс: так по весне набухают почки, из которых к лету распускаются листья, а те, в свою очередь, окрашиваются по осени в красный и желтый цвет и к зиме опадают. Утешительно сознавать, что мы — неотъемлемая часть великого природного круга.

А природный круг построен на переменах. «Мир меняется, когда мы в него входим, — писал физик-ядерщик Роберт Оппенгеймер, — так что годы человеческой жизни измеряют не крошечный рост или перестройку или модификацию того, что он узнал в детстве, а колоссальный переворот». Сегодня этот колоссальный переворот возвещает не что иное, как начало новой эры в истории человечества. Благодаря недавно происшедшим переменам мы достигли того, что прежде казалось пределами природы и земли, — и стали выходить за них. В прошлом изменения были отдельными, редкими и ограниченными. Сейчас они становятся повсеместными, постоянными и всеобщими.

В своей книге «Овладение Переменами» Леон Мартель описал, как мы приобрели способность общаться одновременно со всеми жителями Земли. Летом 1982 года почти половина населения планеты могла наблюдать финальный матч футбольного Кубка мира — в одно и то же время! Кто-то заметил, что весть о плавании Колумба шла к королеве Изабелле пять месяцев, известие об убийстве Линкольна пришло в Европу через две недели, а сообщение от Нейла Армстронга о том, что человек ступил на Луну, на Земле услышали через 1,3 секунды! Старая эра коммуникации закончилась и началась новая.

Чем больше мы приучимся доверять окончаниям и новым началам, тем меньше будем цепляться за старые идеи и взгляды. Чем меньше мы будем сопротивляться, тем безболезненнее станем переносить переходы через многочисленные циклы нашей жизни. Многие люди боятся перемен. Однако наша божественная сущность призывает нас расти, умножаться, расширять свои горизонты, познать царствие Божие. Жизнь требует перемен. Мы можем либо спокойно следовать им, либо сопротивляться и застывать в страхе. Вниз под гору скатываться легко, а подъем на вершину — это путь Духа. Д. X. Лоренс сказал: «Мы меняемся, мы должны меняться. Мы не можем избежать этого, как листья не могут не пожелтеть и не опасть с наступлением осени». Не гораздо ли приятнее и радостнее узнать все то прекрасное, что пытается дать нам наша благосклонная вселенная?

Представьте себе на минуту, что вы — гусеница. У вас появилось странное желание окружить свое тело коконом… Но это же верная смерть! Как, должно быть, трудно отказаться от единственного известного тебе существования — жизни, в которой ты ползал по земле в поисках пищи! Но если вы готовы верить — как это, похоже, способна сделать гусеница, — то конец вашей жизни земляного червя может означать начало новой жизни в качестве прекрасного крылатого создания.

Огромный потенциал, заложенный в переменах, заключается в вероятности того, что каждое новое начало принесет нам большую радость и свободу, чем те, что мы знали прежде. Произойдет ли это на самом деле, будем ли мы расти от цикла к циклу нашей жизни, во многом зависит от нас самих. Мы играем заметную роль в том, что происходит: эта роль состоит в том, как мы относимся к переменам в нашей жизни, к окончаниям и началам. Мы можем видеть в конце цикла трагедию, оплакивая ее и сопротивляясь, или начало нового, рождение новых возможностей. То, что для гусеницы — трагедия смерти, для бабочки — чудо рождения.