«Отданная агапэ растет, припрятанная — тает» Джон М. Темплтон

Наверное, в нашем языке не существует такого слова, которому дали бы больше определений и посвятили бы столько глубоких поэтических, драматических, прозаических, философских и теологических текстов, как слову «любовь». Но как бы его ни определяли и что бы о нем ни писали, безусловно, самое важное в любви — это то, что мы с ней делаем.

Древние греки создали несколько определений любви. «Эрос», или любовь романтическая, — это такая любовь, от которой в душе все трепещет. «Сторг» — это та любовь, какую мы питаем к членам нашей семьи. «Филео», или товарищеская любовь, — это то чувство, которое мы испытываем к нашим друзьям. Однако самая главная разновидность любви — это «агапэ».

Агапэ — это неэгоистическая любовь, которая отдает себя, ничего не ожидая взамен. Это та любовь, которая растет, когда ею делятся с окружающими. Чудесным образом, чем больше агапэ вы отдаете, тем больше ее у вас становится. Это — любовь, которую учили нас питать великие духовные учителя — Иисус и другие.

Писатель К. С. Льюис уподобил агапэ садовому инвентарю, который нужен, чтобы взрастить плодоносящий сад. У нас всегда есть выбор. Мы можем оставить наш сад жизни в запустении, пока он не зарастет бурьяном, — а можем взять нужные инструменты и ухаживать за садом, пока не создадим место невероятной красоты, полное цветов и всевозможных овощей, которые нам необходимы. Одним из самых главных инструментов в саду жизни может стать наша готовность распространять нашу любовь на окружающих.

Говорят, что во всей вселенной нет силы, которая превосходила бы любовь. Мехер Баба однажды заметил своим последователям: «Любовь должна легко рождаться в душе. Она никак не подчиняется внутреннему насилию. Любовь и насилие никогда не совместимы, но хотя Любовь невозможно кому-то навязать, ее можно пробудить с помощью самой Любви. Любовь по своей сути самопередающееся чувство. Те, у кого ее нет, могут заразиться ею от тех, у кого она есть. Настоящая Любовь непобедима и не знает преград, и она продолжает набирать силу и распространяться, пока в конце концов не преобразит всех, к кому прикасается».

Можем ли мы по-настоящему давать без любви? Мехер Баба говорит: «Все услуги бессмысленны, если их не оказывают с Любовью». Когда мы открываем для себя чудо любви, мы уже не можем не дарить ее — да и не хотели бы остановиться. Любящий видит, что любовь растет, когда ее отдают, и тает, когда мы пытаемся ее приберечь.

Агапэ — это безусловная любовь, которую дарит нам Бог, независимо от того, какая у нас внешность, сколько у нас денег, насколько мы сообразительные, и даже несмотря на то, насколько лишенными любви бывают порой наши поступки. Бог любит безусловно, и мы должны пытаться делать то же самое. Когда мы прибегаем к агапэ, нам становится легче любить наших врагов, проявлять терпимость к тем, кто нас раздражает, и находить что-то хорошее в каждом встреченном нами человеке.

Постоянные упражнения нужны не только музыкантам, спортсменам и другим людям, которым необходимо регулярно работать над своими навыками. Чтобы развить в себе агапэ, нам тоже надо постоянно практиковаться в выражении искренней любви, пока это не станет для нас привычкой. Когда это произойдет, любовь будет изливаться из нас и вливаться в нас с такой же легкостью, как воздух, который входит в наши легкие и выходит из них при вдохе и выдохе.

Агапэ — это сознательный выбор. Выбор, который вы можете сделать прямо сейчас. Она не зависит от того, что вы чувствуете, а от того, что вы любите вне зависимости от ваших чувств. Это похоже на программу тренировок. Когда вы начинаете чем-то заниматься — ходьбой, бегом или поднятием тяжестей, — вы не записываетесь для участия в марафоне и не выбираете самый большой вес. Вы упражняетесь каждый день и постепенно можете проходить все больше, бежать все быстрее, брать все больший вес.

Награда за постоянные упражнения выражается в чувстве удовлетворения, которое дают вам ваши достижения, и в улучшении ваших способностей. Награда за то, что вы практикуете агапэ, заключается в том, что вам нравитесь не только вы сами, но и окружающие — что является основой счастливой жизни.

«Меру человека определяет не демонстрация его физической силы, громкого голоса или оглушительных поступков. Скорее ее следует видеть в его духовной крепости, в сущности и верности его обещаний, искренности его жизненных целей и готовности продолжать «взрослеть». /Грейд Паулар/

Джон Темплтон. Всемирные законы жизни.