Проявление личностных качеств и вседозволенность

«Как определить грань между не ущемлением прав ребенка на проявление своих личностных качеств и вседозволенностью?» Ольга.

 

Благодарю за интересный и важный вопрос.

Обычно новорожденного малыша мама кормит, меняет подгузники, носит на руках, успокаивает… Плач малыша – это способ сообщить, что что-то не так, ему чего-то не хватает. У нас даже не пролетает мысль, что удовлетворение физиологических потребностей малыша как-то связано со вседозволенностью. Потому что в питании, спокойствии, безопасности малыш нуждается, а не просто «хочет». Без удовлетворения этих потребностей он не выживет.

Существует иерархия потребностей человека в так званой «пирамиде потребностей Маслоу». В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

1.     (низший) Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, сексуальное влечение и т. д.

2.     Потребность в безопасности: чувствовать себя защищенным, чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

3.     Потребность в принадлежности и любви: принадлежность к общности, быть принятым, любить и быть любимым.

4.     Потребность в уважении (почитании): компетентность, достижение успеха, одобрение, признание.

5.     Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать.

6.     Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

7.     (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Сначала удовлетворяются низшие уровни, потом высшие. Ни одна из потребностей нового уровня не заменяет старую, скорее ее удовлетворение становится актуальным после удовлетворения потребностей предыдущих уровней. Например, когда мы голодные, мы не удовлетворяем потребность в порядке, красоте, а любым способом стремимся в первую очередь утолить голод.

За любым «хочу», реализацию чего обычно воспринимают как вседозволенность, стоит удовлетворение какой-либо потребности.

Ребенок в раннем возрасте (1-3 года) часто удовлетворяет потребность в познании мира, любознательность. Он радуется утреннему солнцу, каплям дождя, снегу в апреле, подставляет язычок, чтобы снег падал на него, и говорит «Вкусно». В этом возрасте, можно заметить, детское «хочу» сводится к познанию нового, неизведанного, что абсолютно естественно.

Реже ребенок просит что-то демонстративно, либо делает запретное, зная об этом. Если мы, родители, проанализируем ситуации, то, скорее всего, такое поведение бывает тогда, когда мы занимались долго своими делами, ребенку не уделяя внимания, либо он хочет есть, пить, спать… Неосознанно выбирается такой способ привлечения внимания. На более глубоком уровне дети ведут себя подобным образом тогда, когда у нас, родителей, нет гармоничного внутреннего состояния и гармоничных взаимоотношений друг с другом.

В дальнейшем, по мере роста и развития ребенка, усиливаются неудовлетворенные потребности. Если мы гармоничны в себе и с супругом (основа гармоничного развития ребенка, его счастья), то потребности удовлетворяются адекватно, ребенок заявляет о них лаконичным образом, это не вызывает в нас раздражения, сомнения… Если эти чувства нас посещают, значит:

1.     Гармонизируем свое внутреннее состояние и взаимоотношения с супругом.

2.     Вспоминаем, что за каждым «хочу» стоит неудовлетворенная потребность. Что сейчас хочет ребенок? Для чего ему это нужно?

3.     Ответив на вопросы, адекватно удовлетворяем потребность ребенка.

Когда мы находимся в гармоничном состоянии, тогда мы сердцем чувствуем, как реагировать на детское «хочу».

Если человек проявляет свои личностные качества с позиции любви и уважения к себе, окружающим людям, миру, Богу, тогда как бы он не проявлял себя, все будет восприниматься адекватно и гармонично. Живите с любовью и уважением сами, дорогие родители, тогда этими ценностями будут жить и Ваши дети. Когда жизнь наполнена любовью и уважением, тогда о вседозволенности нет и речи.

Помните, никогда не поздно «начать с нового чистого листа» гармонично взаимодействовать с детьми.

Ольга Чурикова