Когда ребенок вас раздражает…

Всем родителям, общаясь с ребенком, всегда хочется быть спокойными. Но бывают моменты, когда ребенок как будто все делает на зло, постоянно чего-то просит, что бы ему не предложили – все ему не так, а тут еще и множество своих дел. Как же тогда можно говорить с ребенком спокойно, без раздражения и гнева?

Обычно раздражение появляется тогда, когда что-то не устраивает: необходимо сделать много дел за короткий промежуток времени, ожидали одно, а получили другое, нужно успеть на работу, а тут еще ребенок чего-то требует, не может сам себя занять, совершает плохие поступки…

За раздражением скрывается желание человека изменить окружающий мир, чтобы он соответствовал его требованиям и ожиданиям. Само по себе это желание хорошее. У каждого человека есть свои требования и ожидания, которые зависят от его мыслей и неосознанных желаний и потребностей. Поэтому необходимо изменить определенные мысли, и тогда изменится восприятие окружающего мира. И раздражение станет возникать реже. Раздражение стоит воспринимать как сигнал к тому, что пора что-то изменить.

Злость и гнев являются крайними формами раздражения. Они возникают тогда, когда нет возможности контролировать ситуацию. Когда же человек контролирует ситуацию, он чувствует себя спокойнее. Все люди испытывали в своей жизни чувство гнева. За злостью и гневом также скрывается желание человека изменить окружающий мир, чтобы он соответствовал его требованиям и ожиданиям. Если гнев не выражать открыто, а сдерживать в себе (внешнее спокойствие), пользы не будет. И открытый, и скрытый гнев разрушительны для человека и его отношений с окружающими.

Обычно у людей мышление преобладает над эмоциями (чувствами). Во время вспышек гнева эмоции подавляют мышление, и оно будто бы отключается, работают только чувства. Вот почему в этом состоянии человек не может принимать логически верные решения, ни одна проблема не была верно решена в состоянии гнева. Гнев и злость также говорят о том, что необходимо что-то изменить. 

Многие люди замечали в своей жизни следующую закономерность: подобное притягивает подобное и внешнее отражает внутреннее. Часто, когда человек чем-то встревожен, обеспокоен, разгневан или чувствует страх, он встречается с теми людьми, которые испытывают такие же чувства, или попадает в ситуации, которые их вызывают. Это еще называют «Не с той ноги встал…».

Согласно этой закономерности, дети отражают чувства и взаимоотношения родителей, являясь их «эмоциональным» зеркалом. Дети делают все наоборот, нарушают все правила, совершают плохие поступки как раз в те моменты, когда их родители обеспокоены, раздражены, заняты чем-то очень важным, в чем детям нет места.

«Дети – это наши зеркала. Когда они живут в атмосфере любви, они отражают ее. Когда же любви нет, им нечего отражать» (Энтони де Мелло.)

«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (Василий Сухомлинский). 

Дети интуитивно ощущают чувства родителей. В первые годы жизни ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за эмоции, интуицию, творчество. Левое полушарие активно развивается позже. Оно отвечает за логику, анализ, счет. Левое полушарие воспринимает множество отдельных деревьев, а не лес; правое – воспринимает множество деревьев как лес, помогает увидеть целое. Вот почему дети так четко улавливают, считывают настроение родителей. Даже тогда, когда родители внешне спокойны, а внутри все бурлит, дети улавливают именно внутреннее состояние взрослых. Ребенок отражает внутреннее напряжение родителей.

На уровне интуиции дети также ощущают отношение родителей к себе. Они чувствуют, насколько важны для родителей, какое место в их сердце занимают. И здесь важно не количество времени, проведенного с ребенком, а о чем думали родители в это время. Если во время игры с ребенком родители думают о своей работе, то, сколько бы с ребенком ни играли, ему все время будет мало. И, наоборот, если родители, находясь на работе, не ставят работу выше своей семьи, а мысленно отдают главное место супругу и детям, потом работе, то дети очень хорошо это чувствуют. Когда ребенок будет ощущать, что он более ценен, чем работа, он будет давать намного меньше поводов для раздражения.

Поэтому, если ребенок раздражает родителей, им необходимо обратить внимание на свои мысли и чувства, а также на то, какое место в их жизни занимает ребенок.

«Атмосфера, которую создают отцы и матери, наполняет весь дом и ощущается в каждом его уголке. Взаимоотношения родителей в значительной степени создают атмосферу домашнего круга, и, если между отцом и матерью имеют место раздоры, детей заражает этот дух. Сотворите в вашем доме атмосферу трогательной заботы» (Елена Уайт).

Таким образом, когда ребенок Вас раздражает:

  1. Помните, что ребенок отражает чувства и взаимоотношения своих родителей.
  2. Подумайте, какие Ваши чувства в данный момент отражает ребенок.
  3. Проанализируйте, что скрывается за раздражением, что Вы хотите изменить и чего хотите достичь.
  4. Решите, как можно вести себя ПО-НОВОМУ, чтобы достичь желаемого (поговорить еще до возникновения раздражения, не планировать много дел на короткий промежуток времени и т.п.).
  5. Если Вы находитесь на грани эмоционального взрыва, начинайте делать то, что Вам не очень нравится, но необходимо (чистить картошку, мыть посуду, генеральную уборку, ремонт квартиры, выбивание ковров), до тех пор, пока не успокоитесь; или пересмотрите вышеуказанные пункты, начиная с п.1.
  6. Думайте о достоинствах супруга и ребенка, повышая их ценность и значимость в Вашей жизни.

 

Ольга Чурикова