Up

Как обуздать своего ребенка?

08ed5d3054a8c25f6d0d9268a5a319e4

«Здравствуйте! Мой сын 11 лет агрессивно ведет себя в школе. Вчера позвонила учительница и сказала, что он послал ее. Тихо, конечно, шепотом, но сам факт. Говорит, что он постоянно всем недоволен, психует, делает всем замечания, пререкается с учителями, считает себя самым умным (хотя это не так), нетерпим к чужому мнению, если оно не совпадает с его мнением. Учится он неплохо, но из-за такого поведения ему частенько занижают оценки. Когда нет контакта и хороших отношений с учителем, то и успеваемость начинает страдать. Я так думаю, что такое поведение от того, что он ходит на спортивную секцию и гораздо сильнее многих своих сверстников (то, что он может перебросить через себя школьников на 2-3 года себя старше очень тешит его самолюбие), играет на гитаре – из-за этого он пользуется популярностью в классе. Но я вижу, что в общении со сверстниками – он грубиян. Были моменты, когда мне было очень стыдно за поведение своего чада. Ремня в таком возрасте уже не хочется давать. Мы с ним разговариваем на любые темы без стеснения, хочу быть ему другом, он многим со мной делится. Как мне обуздать своего ребенка?»  Светлана.

 Здравствуйте, Светлана! Благодарю Вас за актуальный вопрос. Рада за Вас, что можете общаться с сыном на разные темы. Не многим родителям это удается. Понимаю Ваши чувства, возникшие после общения с учительницей по телефону.

Если данную проблему символически представить в виде дерева, то описанные Вами ситуации – это ветви. Решая каждую из них в отдельности, мы будем спиливать ветви, на месте которых вырастут новые. Предлагаю «удалять с корнем».

Кратко о подростках, непосредственно касающееся Вашего сына. В подростковом возрасте происходит становление личности, осознание себя, кто я, какой, для чего живу. Свойственна эмоциональная неуравновешенность. Неадекватная самооценка маскируется либо под комплекс неполноценности, либо под завышенную самооценку. Восприятие мира и реакция на него преувеличены. В 10-11 лет общение со сверстниками сводится к совместным занятиям, к пребыванию в их среде. 12-13 лет – занять определенное место в коллективе сверстников. В 14-15 лет в общении со сверстниками подростки стремятся к автономии и признанию ценности собственной личности. Стоит также учитывать гормональные бури растущего организма. Происходит становление работы гормональной системы. Это можно сравнить с ребенком, который учится ходить. Когда годовалый малыш делает первые шаги, его не упрекают и не выставляют претензии за то, что он падает. Гормональная система подростка – «годовалый малыш». Уровень гормонов очень изменчив, минимум в четыре раза превышает норму взрослого человека. При исследовании уровня гормонов в большинстве из них нормы для подростков даже не определены.

Вышеописанное обуславливает поведение Вашего сына. В большинстве своем его поведение естественно для подростка. При мудром Вашем подходе можно помочь подростку более адекватно реагировать на происходящее.

Принимая сына таким, какой есть, Вы гарантированно поможете ему скорректировать свое поведение. Отделяя его личность от поведения, Вы сможете без оценочно принимать его и ощущать любовь к подростку. Принимать – не означает одобрять поступки. Принимать – позволить быть таким, какой есть.

Все изменения, которые Вы хотите видеть в сыне, нужно начинать с себя. Подумайте, в какой сфере своей жизни Вы относитесь к кому-то с небольшой агрессией? От кого требуете что-то? Не таким образом и в гораздо меньшей мере, чем это делает подросток, но где это встречается в Вашей жизни? Мы не можем дать другим то, чего не имеем сами.

Остальные советы Вы найдете здесь – Трудный подросток: как установить контакт?

Всего доброго Вам!

 

Ольга Чурикова